[МБУ ДО "Детская школа искусств" г. Лахденпохья ]

Живопись

     
     Содержание программы «Живопись» нацелено на овладение законами живописной изобразительной грамоты, развить у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветосветовых отношений.
     Первоочередными в достижении этой цели являются следующие задачи:

  • Приобретение теоретических знаний, основанных на освоении законов живописи и изучении основ цветоведения;

  • Освоение практических навыков изображения натуры в различных живописных техниках (акварель, гуашь) и умение пользоваться художественными материалами;

  • Установление последовательного ведения живописных работ.
  • Овладение умением последовательно вести этюд, брать цветовые отношения, передавать световоздушную среду и материальность предметов.
     Основным принципом обучения является неразрывность работы над цветом и формой, т.е. решение колористических задач не должно проходить в отрыве от изучения формы.

Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному». Программа учитывает возрастные возможности ученика и предполагает доступность в изложении нового материала. Каждое задание определяет постановку конкретных учебных задач по данному материалу и включает в себя знания, полученные на предыдущих занятиях.
     Теоретическое обоснование учебной задачи сочетается с практическими упражнениями. Наряду с учебными задачами освоения живописного мастерства и освоения ремесленной стороны искусства, данная программа предполагает творческий подход преподавателя к ее воплощению, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося с позиции гармоничного развития творческой личности.
     Добросовестное освоение полной программы курса «Живопись», с учетом активного и творческого решения теоретических и практических задач, дает учащемуся возможность овладеть профессиональными приемами в живописи. Разнообразие выразительного образа, технологии работы с живописными материалами и различными техниками, позволяет выбрать наиболее приемлемый индивидуальный вид, знать, уметь и применять эти знания на практике.
     Программа по живописи сориентирована на требования, предъявляемые к абитуриентам средних и высших учебных заведений, а также на запросы подростков, желающих научиться рисовать для общего развития.
     Курс занятий «Живопись» построен, так, что учащиеся знакомятся с большой областью цветоведения, законом передачи световоздушной перспективы, понятия формы, знакомство с разнообразными техниками и материалами в живописи. Основное время отводится для практических занятий. Теоретический курс изучения живописи необходим для подготовки учащихся выполнению живописных работ. Теоретический курс включает знакомство с работами мастеров зарубежного и русского искусства, приобщает к великой культуре прошлого, знакомит со стилевыми особенностями и техникой исполнения живописи. Важное значение в программе, уделяется вопросам композиции, понятиям формы, ритма, тона, понятия декоративности в живописи, понятиям колористической целостности листа. Большую часть заданий по живописи составляют натюрморты разнообразные по характеру и содержанию. Помимо натюрмортов на протяжении всего обучения учащиеся выполняют короткие задания – этюды овощей, фруктов, этюды фигуры человека, портретные этюды, живописные наброски интерьера. На занятиях в первом классе сообщаются общие сведения о цветоведении, взаимодействии цветов, воздушной среде знакомит с техническими возможностями живописных материалов (акварель, бумага, кисти и пр.). Во втором классе углубляется понимание о спектре, основных и дополнительных цветах, теплых и холодных, контрастных и сближенных, понятие колорита. Вырабатываются навыки передачи фактуры предметов и драпировок, навыки работы с форматом А3. На занятиях третьего года обучения учащиеся должны овладеть навыками построения композиции листа, выявлению пространства постановки и четкой конструктивности предметов, умение держать в работе весь лист, а также навыки работы с акварелью в технике многослойной живописи. Учащиеся продолжают знакомство с такими материалами как гуашь, акрил. В технике этих материалов выполняются 2-3 натюрморта в декоративном решении. В четвертом классе учащийся должен уметь найти задачу самостоятельно в поставленном натюрморте, четко представить композиционное решение, всеми средствами живописи выявлять главное, подчиняя ему второстепенное. В четвертом классе у учащегося должен сформироваться определенный уровень живописной культуры и технических навыков.