[МБУ ДО "Детская школа искусств" г. Лахденпохья ]

Учебные материалы

Список учебных материалов необходимых для обучения

  1. Акварель производства г. Санкт-Петербург, 12 — 24 цветов.
  2. Гуашь фирмы «Гамма», «Спектр», 12 цветов, баночка белил.
  3. Бумага ватман «Госзнак», формат А-1.  Хранить в расправленном виде.
  4. Кисти: белка № 3, 6; синтетика № 4, 8. Круглые.
  5. Карандаши графитные, набор различной твердости – 5 штук. М-3М, В-6В.
  6. Скотч, ширина средняя.
  7. Ручки гелевые (набор), черные – 2 шт.
  8. Дневник школьный или блокнот для записей.
  9. Ластик «KOH-I-NOOR» –  3  шт.
  10. Пастель в наборе 12-24 цветов.


Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол.

При выборе красок следует помнить, если краска скатывается в мелкий песок, лучше этой краской не пользоваться. Из известных фирм производителей рекомендую краски «Ленинград», «Санкт-Петербург» и «Нева» в упаковках от 24 цветов. Для начинающих младших учеников не рекомендуется акварель в тюбиках.

Акварельная бумага существует в различных видах. Разная по фактуре: зернистая, «скорлупа», с фактурой холста и т.д. Качество бумаги зависит от состава и веса бумаги, а так же ее проклейки. Качество бумаги зависит от сырья, из которого она изготовляется ( тряпье, смесь тряпья и древесной массы или макулатура). От проклейки зависит прочность бумаги. Большое значение имеет текстура, то есть зернистость бумаги. При выборе акварельной бумаги помните основные требования:

Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым образом.

Во-вторых, бумага должна быть проклеенной. Это значит, что вода будет впитываться сравнительно медленно. Кроме того, быстрое и сильное впитывание воды приводит к излишнему высветлению положенной на бумагу краски.

В-третьих, бумага для акварели должна быть тисненой. На рисовальной бумаге очень сложно вести длительную работу над учебным натюрмортом.

Ну, и в-четвертых, новичкам акварелистам не следует приобретать акварельную бумагу с фактурой «скорлупа».

Художники акварелисты ценят отдельно продаваемые листы, в состав которых входит хлопок. Так же есть самодельные листы под акварель.

Для начинающих художников рекомендую зернистую бумагу формата А3: «Белые ночи», «Ренессанс», «ГОЗНАК»

И последнее слово об акварельной бумаге: единственное средство иметь доброкачественную бумагу — это внимательно и с осторожностью выбирать ее. Купив лист, другой, и испробовав их, следует запастись бумагой, оказавшейся годной.

Акварельные кисти для различных работ могут использоваться разные размеры кисти, формы и материалы волосяного пучка. У хороших акварельных кистей: волоски не торчат в стороны; ручка такой длины, чтобы мастер не задевал поверхность рисунка - иначе она становится жирной; жестяное крепление не должно ржаветь и деформироваться. Хорошую кисть легко испортить плохой краской или несвоевременным уходом. Для учебных работ с акварельными красками подходят: колонок, синтетика и белка. Самые востребованные кисти из волоса белки, но начинающим учащимся пока еще трудно контролировать количество воды на кисточке. Для первоначальной работы рекомендую приобретать несколько кистей колонок или синтетику: маленького, среднего и большого размера, например № 2, № 4, № 10.

Для выполнения рисунка потребуются такие материалы как бумага, графитные карандаши, и ластик (резинка). В отличие от акварельной техники, для рисунка потребуется мелко зернистая бумага. Самой лучшей для рисования считается бумага следующих производителей: Canson, Arches, Fabriano, Scholler, Grumbacher, Whatman, Guarro. В России самая популярная и доступная из перечисленных Whatman – т.н. «листы ватмана» продают в магазинах школьных товаров.

Наиболее часто для рисования используют графитный карандаш, они выпускаются самого разного качества.
Карандаши высшего качества (19 степеней твердости). Рекомендуемая марка KOH-I-NOOR.

Мягкие карандаши (B) предназначены для художественного рисунка. У карандашей с обозначениями (HB) и (F) – средняя твердость.
Вообще удобно иметь набор из нескольких карандашей: В – для общих работ, мягкий 2В – для нанесения тональных пятен, 4В и 8В – для интенсивных черных тонов, объемных набросков и быстрого нанесения густых теней. Для рисунка белых предметов потребуются твердые карандаши Н.
Помимо карандашей необходимо иметь стирающую резинку. Вообще резинка – незаменимый инструмент не только начинающего рисовальщика, но и мастера.
Резинки бывают жесткие и мягкие. Резинку используют не только для стирания линий, но и для высветления отдельных участков рисунка, поэтому лучше если резинка будет мягкой и не будет вставлена в корпус карандаша. При высветлении рисунка резинкой с легким нажимом постукивают по поверхности листа. Периодически резинку нужно очищать, т.к. на ней остаются следы графита.

Рекомендую научиться для начала необходимо правильно заточить карандаш. Для этого понадобится канцелярский нож, а не точилка.